Преступления наказания и судопроизводство в византии
Оглавление:
- Правовая культура Византийской империи
- Moneyprofy.ru
- Судебно-правовая система Византийской империи
- Преступления и наказания
- 3.5 Уголовное право
- Преступления и наказания в Древнем Риме
- Государство и право Византии.
- Суд и наказания за преступления против веры и нравственности
- Преступления, наказания и судопроизводство в византии
- Преступления и наказания в византии
Правовая культура Византийской империи
Древо сайта Форум | И. П. Медведев ◄ Введение смертной казни на заре человеческой цивилизации в систему уголовного права в качестве одного из главных ее институтов имело поистине эпохальное значение.
Ведь тем самым упразднялся архаический обычай кровной мести с его вакханалией непрерывной цепи убийств и взаимоистребления родов, снимался первобытный анимистический «комплекс Эринии». Отныне государство брало на себя эту роковую обязанность – давать самое полное удовлетворение чувству возмездия, в то же самое время «ставя точку» в эскалации убийств: так как искупительная казнь стала теперь делом государства, а не частным делом родственника-обвинителя, то и месть за нее не могла быть обращена против последнего; смерть осужденного убийцы не призывала к жизни новой мстительной Эринии, она была не продолжением, а завершением. Похоже, однако, что государство слишком быстро вошло во вкус, в полной мере оценив это крайнее сродство уголовной репрессии, распространив его на весьма обширный круг правонарушений, порой весьма незначительных и даже не имевших никакой связи с кровной местью, а также проявив необычайную изобретательность в отыскании все новых, поражающих воображение своей жестокостью способов приведения этой казни в исполнение.
Классическим образцом государственного фазиса в развитии идеи возмездия, сопряженной с идеей устрашения, было римское уголовное право, для которого poena capitis означала прежде всего смертную казнь во всем сс жутком разнообразии, о котором нам повествуется, например, в сентенциях римского юриста Павла.
Moneyprofy.ru
Оглавление: Судебно-правовая система Византии сложилась на исторической основе римского права. В VI в. в Византии была осуществлена всеохватывающая кодификация римского классического права с учетом тех обновлений, которые были вызваны императорской политикой и реалиями социально-правового строя империи (см. § 21). Поначалу единственно действующая в государстве система — римское право — в византийской редакции получила новые черты.
Оно приобрело непривычный для классического права огосударствленный вид: единственно доминирующим источником права в Византии стал государственный, императорский закон. Многое было воспринято из греко-египетского права.
Юристам было разрешено только переводить тексты кодификации, составлять к ней индексы и особые паратитлы (систематические указатели). В остальном следовало ограничиваться разъяснениями и учебными руководствами.
Судебная практика могла основываться отныне только на законах. В связи с развитием государства, ^овыми целями государственной политики, реалиями жизни законодательство не могло оставаться только в рамках исторического Свода Юстиниана.
Судебно-правовая система Византийской империи
- >
- Судебно-правовая система сложилась на исторической основе римского .
В VI в. в Византии была осуществлена всеохватывающая кодификация римского классического права с учетом тех обновлений, которые были вызваны императорской политикой и реалиями социально-правового строя империи (см. § 21). Поначалу единственно действующая в система – римское право – в византийской редакции получила новые черты. Оно приобрело непривычный для классического права огосударствленный вид: единственно доминирующим в Византии стал государственный, императорский .
Многое было воспринято из греко-египетского права. К видоизменению римского права также подтолкнули требования христианской морали, поскольку христианство было в империи официальной государственной религией.
Императорское законодательство было единственным официальным источником права после правовой реформы Юстиниана.
Судебная практика могла основываться отныне только на законах. В связи с развитием государства, новыми целями , реалиями жизни законодательство не могло оставаться только в рамках исторического Свода Юстиниана.Завершив кодификацию, Юстиниан специальной запретил ссылаться на другие ранние законы, а также истолковывать постановления Свода. Юристам было разрешено только переводить тексты кодификации, составлять к ней индексы и особые паратитлы (систематические указатели). В остальном следовало ограничиваться разъяснениями и учебными руководствами.Новеллы Юстиниана (собранные в особый свод во второй половине VI в.)
Преступления и наказания
Пожалуй, нигде так ярко не проявился новаторский характер Эклоги, как в регулировании преступлений и наказаний. Титул XVII Эклоги закрепил специфические черты уголовного права Византии. О значимости данного раздела свидетельствует и тот факт, что по своему объему данный титул занимает около одной пятой всего документа.
Титул XVII был использован при составлении Закона судного лю- дем и иных правовых документов. Несмотря на довольно высокий уровень юридической техники, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7—9). Нормы титула XVII в основном носят казуистический характер.
В то же время, анализируя положения Эклоги о преступлениях и наказаниях, можно выявить отдельные институты так называемой Общей части уголовного права. В частности, на примере поджога (ст.
41) в Эклоге хорошо показаны отличия виновного деяния (с формой вины в виде умысла и неосторожности) от абсолютно невиновного причинения вреда {казуса).
Среди обстоятельств, исключающих и смягчающих ответственность, выделяются возраст преступника, незначительный размер ущерба. Так, малолетние (до 12 лет) участники такого тяжкого с точки зрения Эклоги преступления, как гомосексуализм (мужеложство), не привлекаются к ответственности, так как «они из-за малолетства не знали, что с ними делали» (ст. 38). К отягчающим ответственность обстоятельствам относились рецидив, значительный размер ущерба, публичный и дерзкий характер совершения преступления (ст.
10, 11,41, 45, 49, 50)
3.5 Уголовное право
курсовая работа На формирование византийского уголовного права в большей степени, чем традиция римского права, повлияли правовая доктрина христианства, библейское законодательство, а также новое представление о государстве и императорской власти.
Одним из самых тяжких считалось посягательство на власть. В этих случаях допускалась даже внесудебная расправа в произвольной форме:
«Поднимающего восстание против императора, или злоумышляющего, или принимающего участие в заговоре против него или против государства христиан в тот же час должно предать смерти как намеревающегося все разрушить»
. В этих случаях реальным преступлением считался даже умысел.
В соответствии с церковной доктриной не имело значения, согрешить ли в мыслях или на деле, если речь шла о столь важных вещах. Во избежание злоупотреблений закон позднее предписал докладывать о таких случаях императору, с тем чтобы его волей определялось наказание. Следующим по шкале наказуемых грехов было предательство.
Преступления и наказания в Древнем Риме
Преступления в Древнем РимеСущественные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен — кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров.
Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.Всякое обязательство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда).
Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на частные и публичные.Деликт частный возникал вследствие:
- кражи; личной обиды (включая членовредительные действия); причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).
Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.Деликт публичный возникал как преступление, которое наказывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну.
Государство и право Византии.
19В 395г. Рим. Империя разделилась на Восточную и Западную.
На востоке возникло самост. гос-во Византия. Визант. империя была централизованным гос-м. Во главе гос-ва стоял император.
В его руках находилась законод., исполнит.
и судеб. власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. Церковь играла в Византии весьма важную роль. По учению византийской (православные христиане) церкви император получил свою власть от бога, его личность считалась священной.
Однако в политической жизни решающей роли сенат не играл.
Во главе центр. гос-го управл. стоял другой совещательный орган – Гос-ый Совет, или Консисторий.
Он обсуждал все текущие ?ы гос-го управл. и осуществлял судеб. функции.
К высшим должностным лицам империи относились два префекта претория, префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, два комита финансов и два магистра армии.
Константинополь с прилегающей сельской округой составлял самост. админ. единицу, которую возглавлял эпарх столицы, непосредственно подчинявшийся императору.
Суд и наказания за преступления против веры и нравственности
Древо сайта Форум | ◄ ► Римское право, как публичное, так и частное, в сильной степени было проникнуто сакральным характером.
И не смотря на громадное общественное значение религии, римское языческое право не знало сакральных преступлений и не выработало особого сакрального процесса.В древнейшую эпоху римской истории, когда ординарный суд творили quaestores parricidii и duoviri perduellionis, даже такое преступление, как sacrilegium, разсматривалось под формою parricidium’a:
«sacrum sacrove commendatum qui clepsit rapsitve, parricida esto»
. В республиканский период за все время господства квестионного процесса последний не применялся к религиозным преступлениям. Уголовные наказания здесь не имели места по принципу: deorum injuriae diis curae.
Но оставаться без всякой защиты религия в Риме не могла. Ея юридическая охрана осуществлялась иным путем, помимо уголовного процесса, именно магистратами в силу принадлежащого им jus coërcendi.
Государство и право Византии (стр.
4 из 4)
С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты.
Договоры, как правило, заключались в письменной форме. Брачное и семейное право В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом.
Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.
Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.
Разрешалось вступать в брак не более трех раз.
Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.
Преступления, наказания и судопроизводство в византии
— — К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, прелюбодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др.
Эти преступления как наиболее дерзкое попрание христианской морали карались, как правило, смертной казнью или членовредительскими наказаниями. studopedia.su Основные черты византийского права.
Византийское право – значительное явление в мировой правовой культуре. В его развитии можно выделить некоторые особенности. Во-первых, право средневековой Византии сложилось под непосредственным влиянием римского классического права, которое было приспособлено к условиям феодализации империи.
В зависимости от тяжести преступления ссылка была в более или менее отдаленные от родных мест поселения, куда препровождали «по этапу». Она могла быть срочной и бессрочной. Ссыльные питались за свой счет, и только в случае большой бедности семье или ее отдаленности выдавалось казенное пропитание.
Ссылка по режиму видимо, не различалась от каторги, поскольку осужденные обязаны были работать.
Телесные наказания различались в зависимости от толщины применяемых бамбуковых палок: битье розгами или тонкими палками; при следственной пытке применялись палки наибольшей толщины. В случае ссылки или каторги, кроме того, как дополнительное телесное наказание применялось заковывание в кандалы и шейные деревянные колодки. Одним из своеобразных институтов уголовного права был выкуп наказания.
Преступления и наказания в византии
Оглавление: На формирование византийского уголовного права в большей степени, чем традиция римского права, повлияли правовая доктрина христианства, библейское законодательство, а также новое представление о государстве и императорской власти. Примерно к VIII в. уголовное законодательство Византии сформировало собственную иерархию ценностей и свою систему наказаний.
В дальнейшем она не претерпела значительных изменений. Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека : Господь создал человека, удостоил его самовластием и свободой поступков, дал в помощь закон, чтобы он определял пределы своего самовластия, а дальше – выбор за самим сотворителем добра или зла. Исходя из такой доктрины предустановленной греховности , византийское право видело в наказании воздаяние (кару) за грехи.
Соответственно, оно тем тяжелее, чем значимее сам сотворенный грех. Одним из самых тяжких считалось посягательство на власть. В этих случаях допускалась даже внесудебная расправа в произвольной форме:
«Поднимающего восстание против императора, или злоумышляющего, или принимающего участие в заговоре против него или против государства христиан в тот же час должно предать смерти как намеревающегося все разрушить»
*.
В этих случаях реальным преступлением считался даже умысел. В соответствии с церковной доктриной не имело значения, согрешить ли в мыслях или на деле, если речь шла о столь важных вещах.
Во избежание злоупотреблений закон позднее предписал докладывать о таких случаях императору, с тем чтобы его волей определялось наказание.